День в истории – 18 октября

Колымская ГЭС в 1980-х / Фото: из материалов проекта kolymahistory.ru
18 октября 1980 года строители Колымской ГЭС завершили полное перекрытие реки Колымы. Частично реку перекрыли еще 20 сентября. Воду пустили по бетонному каналу-трубе. Когда же в октябре последний, четвертый, затвор оголовка временного водосбросного сооружения ГЭС окончательно перекрыл Колыму, началось наполнение водохранилища.
Сама Колымская ГЭС у поселка Синегорье была заложена еще в 1970 году, но только в 1980-х началось введение основных агрегатов. Сегодня станция выступает основой энергосистемы Магаданской области и является верхней ступенью Колымского каскада ГЭС. Построена в суровых климатических условиях, в зоне распространения вечной мерзлоты, имеет самую высокую в России грунтовую плотину, а также является самой мощной в стране гидроэлектростанцией с подземным расположением машинного зала.
Попутно он провел совещание об организации тендера по разработке крупного золотоносного месторождения и привлечении иностранных инвестиций в регион. Премьер в целом согласился с тем, чтобы Магаданская область оставляла себе до 10% добываемого на ее территории золота.
Будущий губернатор с 14 лет начал трудиться на Магаданском промкомбинате (ДОК) как ученик токаря. Работал на инженерных должностях на Магаданском механическом заводе, в производственном объединении «Магаданрыбпром» и на Магаданском деревообрабатывающем комбинате, пока в 1986 году не стал директором предприятия «Магаданнеруд».
Весной 1993 года Цветков был избран депутатом Магаданского областного Совета народных депутатов, в декабре того же года – депутатом Совета Федерации от Магаданской области, в 1995 году – депутатом от Магаданской области в Государственную Думу. А 3 ноября 1996 года был избран губернатором Магаданской области.
Валентин Цветков запомнился колымчанам как властный и целеустремленный руководитель, даже получивший от коллег прозвище «Бульдозер». Он всегда ратовал за независимость своего богатого ресурсами региона, часто летал в Москву и напрямую вел дела с высокими чинами. В то же время губернатор слыл довольно жестким человеком и нередко конфликтовал с местным бизнесом. 5 ноября 2000 года он был переизбран на второй срок.
Проводя свой независимый экономический курс и делая все для процветания региона, Цветков любил повторять:
«Колыма - место достойной жизни, а не выживания».
Сложилось несколько версий причины убийства губернатора,
Несмотря на рост при нем уровня золотодобычи в регионе, ГОКи и артели активно противились проводимой администрацией реструктуризации отрасли. Противоречия с местным бизнесом возникали по поводу лицензионной политики администрации. Ведь введение новых добывающих мощностей привело к уточнению прав собственности на золотоносные участки и стало поводом для «лицензированного прессинга» бизнеса со стороны властей.
Также в годы власти Цветкова область экспортировала рыбу на 800 миллионов долларов в год. И далеко не все рыбопромышленники могли поладить с губернатором.
Высказывалось предположение и о том, что глава Колымы поплатился жизнью за так называемый «золотой кредит» - 15,5 миллиона долларов, выделенные государством на развитие золотодобывающей промышленности в регионе. Цветков активно боролся за возврат денег в государственную казну.
Однако основная версия убийства все-таки связана с распределением промысловых квот на морские биоресурсы.
В 2005 году Валентин Цветков стал первым среди колымчан «Почетным гражданином Магаданской области» (посмертно). В день его рождения 27 августа 2008 года на доме 11/14 по улице Пушкина, где он жил, установили мемориальную доску. За большой вклад в социально-экономическое развитие области он награжден почетными грамотами Совета Федерации, орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Экспедиция стартовала из Подмосковья на запад, через 30 тысяч километров, пролетев над Аляской, экипажи совершили посадку в Магадане. Далее их маршрут пролегал через Якутск, Иркутск, Красноярск, Челябинск, Алтай, завершившись в Подмосковье через 44 дня после начала путешествия. За это время пилоты увидели красоты Европы, Гренландии, Америки и северной Африки. Сложнее всего, по их словам, пришлось во время перелета через Атлантический океан.
«Психологически трудно лететь над водой. Ты попадаешь как будто в космос. Когда берегов вокруг не видно, под тобой синяя вода, над тобой синее небо», — рассказывал пилот Александр Курылев.
Со слов участников перелета, техника не подвела ни разу. Все запчасти, которые они везли с собой, не пригодились. И хотя погода не всегда благоприятствовала, экспедиция не задержалась ни на минуту. Одной из самых сложных стала посадка на Фарерских островах, которые лежат между Шотландией и Исландией.
«Там всегда туман, который собирается вокруг гор. И этот раз не был исключением, потому что диспетчер, выпуская нас из Шотландии, говорил: «Вы там убьетесь, потому что аэропорт ограждают горы, и через них надо как-то перескочить». Но наш английский друг, известный тоже путешественник, подсказал нам такой путь - через водопад», — поделился пилот Вадим Мельников.







Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных